Секрет успешного клиента

Что отличает успешного клиента от неуспешного? Бывает так, что у одного и того же психотерапевта один человек в каждой сессии получает большие и глубокие изменения, и быстро продвигается по уровням осознания. А другой — движется с большим трудом, как бы пробуксовывая, и постоянно откатываясь назад. Причин тут может быть несколько. Это может быть состояние (уровень травмированности) кейса. Может быть и то, что эзотерики называют “возрастом души”. Это и влияние окружения, которое способно негативно влиять на человека, обесценивая его успехи. Есть еще много разных возможных почему. Мы рассмотрим  способность клиента фокусироваться в ходе сессии.

Термин “фокусирование” связывают с именем Юджина Джендлина, был такой американский философ, психолог и психотерапевт, профессор Чикагского университета, который был известен своими исследованиями в области феноменологической психологии. Джендлин в 1996 году написал книгу “Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями”. /*

В ходе своих исследований он обнаружил, что успешные клиенты большую часть времени в сессии молчат, их внимание направлено внутрь, они фокусируются на своих переживаниях. А те клиенты, которые много говорят, и при этом мало фокусируются, не могут похвалиться большими успехами в терапии.

В психотерапии у успешного клиента есть две фазы. В первой фазе, получив вопрос, клиент обращает свое внимание вовнутрь себя. При этом многие закрывают глаза и как будто прислушиваются к себе. Словно рыбак, закинувший спиннинг, и ждущий поклевку. И вот что-то проявляется, рыбак подсекает и начинает подтягивать добычу к берегу. Так и наш успешный клиент хватается за то, что у него появилось, и начинает рассматривать это. И это уже вторая фаза и на этой фазе важно максимально полностью выгрузить все, что пришло. Все эмоции, мысли, картинки, ощущения в теле, все-все-все.  

При этом очень важно принимать все что идет, никак не оценивая и не фильтруя. Даже если то, что идет, как-то не соответствует заданному вопросу. Что идет, то и выгружаем. Если в ответ на этот вопрос подсознание выдало это, значит достаем и начинаем рассматривать то что пришло.

Основная ошибка у неуспешных клиентов — они теряют фазу фокусирования и начинают отвечать на вопрос сходу, из головы. Или даже если не сразу, а “подумав” немного. Это все равно не то. Фокусирование — это не обдумывание ответа головой. Ответ, полученный из головы, терапевтической ценности как правило не имеет. Для исцеления важно получить то, что простым обдумыванием головой недоступно. И вот для этого надо “затаиться и понаблюдать”. Ожидание может длиться и несколько секунд и даже несколько минут. И тут как на рыбалке важно не торопиться. И тогда, когда наш “крючок внимания” опустится на достаточную глубину в наше подсознание, что-то зацепится за наш крючок. Вот тогда только можно начинать вытаскивать добычу. 

Конечно все люди разные, и у кого-то клюет не переставая, только забросил и сразу же можно тянуть. А у кого-то нужно долго “сидеть в засаде” пока добыча не клюнет. Тут важно не торопиться. Удивительно то, что когда успешный клиент работает медленно, не торопясь, получается очень глубокая и при этом небольшая по времени сессия. В отличии от длинных сессий у болтливого клиента, “говорящей головы”.

Так что, секрет успешного клиента: принял вопрос, закрыл глаза и направил внимание внутрь. Сиди тихо и жди. Не торопись. Не суетись. Оно само придет. Когда что-то заметил, смело хватай и вытаскивай на свет. И теперь внимательно рассмотри со всех сторон и подробненько опиши. Тут тоже не надо торопиться. Описываем до полного исчерпания всех переживаний. Когда описывать больше нечего, получаем от ведущего подтверждение и новый вопрос. Всё. Вот так и работаем. 

/* Книга Юджина Джендлина Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями:  https://royallib.com/book/dgendlin_yudgin/fokusirovanie_noviy_psihoterapevticheskiy_metod_raboti_s_peregivaniyami.html

Ваш Александр Смирнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *