Считается, что психолог должен объяснить клиенту что с ним не так. Но решит ли это проблемы клиента? Нет! Если у вас машина не заводится, что вам даст знание о том, что у вас, к примеру, трамблер не в порядке? В самом лучшем случае, если вы знаете что такое трамблер, и у вас есть возможность самостоятельно его поменять, вам еще нужно будет это СДЕЛАТЬ. Даже если вы смоделируете в своей голове некий символический ландшафт, в котором вы мысленно поменяете трамблер, что-то мне не очень верится, что ваша машина в реальном мире после этого исправится и начнет заводиться. Изменения должны быть сделаны в реальном мире и только тогда проблема будет решена.
В процессинге так же. Только сам клиент может знать что с ним не так. Даже если я, как ведущий скажу ему, в чем как мне кажется заключается причина его проблемы, и даже, предположим, я угадаю, что тоже далеко не факт, это знание ничего не даст клиенту. Оно для него “чужое”. И оно, если хотите “не психоактивное”. Чтобы оно стало психоактивным, и обрело способность устранять причину проблемы клиента, он должен добыть его сам. Лично! Только тогда он будет ему доверять на все 100% и только тогда это знание может стать стать исцеляющим.
Поэтому в сессии процессинга я, как ведущий, иду за клиентом и позволяю ему самому найти свои собственные ответы на свои вопросы. Для этого я просто стараюсь следовать принципам Чистого Языка и ничего своего не вносить. Если мне нужно указать на что-то, я стараюсь использовать только слова клиента. Ничего от себя. Стоит заменить одно слово на его синоним и магия сразу исчезает! Потому что для клиента, к примеру, “большой” и “огромный” — это разные вещи. И когда он слышит от меня “чужое” слово, он выпадает из погружения, потому что у него пропадает доверие и уверенность, что его слышат и понимают.
И как это ни удивительно, если не торопиться самому, и не подгонять клиента, а позволить ему самому нащупать, найти и проговорить свою собственную формулировку, процесс в целом идет намного глубже, эффективнее и быстрее. Это противоречит логике “здравого смысла”, но в процессинге свои законы. И победа клиента в процессинге всегда важнее, чем подтверждение правоты неких теоретических конструкций ведущего.
Поэтому для меня, как для ведущего в процессинге, так важно исходить из состояния своего “я не знаю”. Потому что именно такое состояние позволяет процессу двигаться в нужную для клиента (а не для ведущего) сторону, и в результате прийти к победе для клиента, а не для ведущего. А для этого нужно не забывать говорить себе в начале сессии волшебную мантру “Я здесь для тебя!”. Я здесь не для того, чтобы подтвердить себе, что я что-то умею или знаю, свою крутизну или свой авторитет. Если для того, чтобы клиент получил свою победу мне придется “облажаться”, отбросить свой опыт или свои теории, я это сделаю, потому что “я здесь для тебя”.
Ваш Александр Смирнов