Продолжаем. Прошлый раз мы остановились на том, что когда меняюсь я, неким магическим образом меняется и другой человек, с которым я в отношениях, и в котором мне что-то не нравится, и я бы хотел это изменить, но поскольку так это не работает, я изменил что-то в себе. Мое объяснение этого феномена использует модель ролей.
Роль — это точка зрения, принимаемая для того, чтобы добиться определенного результата, роль определяет что и как мы делаем, чтобы произошло то, что мы хотим.
Подавляющее большинство ролей мы одеваем и снимаем неосознанно. Иногда роли плохо снимаются. Например, когда женщина, начальница на работе, приходит домой и вместо того, чтобы стать женой и матерью, продолжает руководить. Иногда роли бывают неадекватны ситуации. Например, сотрудница в роли провинившегося ребенка, в то время как коллеги хотели бы в ней видеть надежного напарника и специалиста.
Причем эти ролевые взаимодействия у нас зашиты где-то на очень глубоком телесном уровне. Когда я взаимодействую с человеком в роли А, я автоматически надеваю роль Б. Помните знаменитый треугольник Карпмана: жертва-агрессор-спасатель. Вот так и в жизни. Есть роли которые взаимно дополняют друг друга. Такое ощущение, что у каждого человека есть некий стандартный набор ролей, которые используются “на автомате”. Например, такие популярные ролевые пары как охотник-жертва, родитель-ребенок, полицейский-вор, обвинитель-оправдывающийся.
Вот и мы, в наших отношениях занимаем какие-то роли. Роль одного автоматически определяет роль другого. И шаблон поведения этого другого будет определяться этой ролью. Если меня что-то бесит в этом человеке, не меняя ролей этого не изменить. Эта его роль не может не вести себя так. А когда я меняю свою роль, другому приходится подобрать соответствующую ей свою роль, в которой уже может и не быть того паттерна поведения, который вас так бесил. И вот оно — чудо! Изменился я и изменился другой!
Вот поэтому и говорят — хочешь изменить другого — изменись сам. Чтобы другой сменил свою роль, сам сначала сними свою роль и надень другую. Тогда твоему партнеру придется подобрать и надеть другую роль, чтобы вести себя адекватно. Либо (например, если такой роли в его наборе нет) ему придется покинуть сцену, в этой пьесе нет роли для него.
В процессинге можно взять под контроль свои роли, провести их ревизию, ненужные выбросить, завести новые, более адекватные. И, главное, если делать это осознанно, по своему выбору, вы будете гораздо чаще добиваться своих целей, вовлекать других людей в свои игры, а не быть пешкой в играх других.
Ваш Александр Смирнов