Когда клиент приходит ко мне на сессию с каким-то расстройством, огорчением или обидой, если попросить его вспоминать эпизоды, “где такое было раньше”, в первую очередь он обращает внимание на ситуации, где он выступает в роли жертвы. Кто-то другой, “нехороший человек”, нанес ему, “хорошему”, обиду или оскорбление. Типа “сижу, никого не трогаю, и вдруг…”. Чаще всего, если пройти пару-тройку таких эпизодов, негативное состояние у клиента к его удовольствию уходит, и часто на этом сессию завершают. Однако это мы почистили только самый верхний слой, а под ним еще скрываются тонны негативных переживаний. Если их оставить нетронутыми, то очень скоро клиент опять получит переживание, где его кто-то обидел. И есть ли тут какой-то выход?
Если продолжать процесс вспоминания подобных эпизодов достаточно долго, скоро начнут появляться эпизоды, где наш клиент наблюдал, как кто-то наносил оскорбление другому человеку (или животному). И таких эпизодов у каждого из нас предостаточно, хотя бы потому что у каждого из нас в детстве были родители, за которыми мы наблюдали, и то что происходило с ними, записалось у нас в психике как травматические эпизоды, потому что в том возрасте мы еще плохо отличали себя от своих родителей.
Если процесс вспоминания эпизодов продолжить дальше, то вскоре появятся два других потока. Это когда клиент сам оскорблял кого-то другого, и когда кто-то другой наносил обиду или оскорбление себе самому. А если продолжить этот процесс еще, то появляется еще один поток — когда клиент нанес обиду или оскорбление себе самому. Если работать достаточно аккуратно и достаточно долго, то на этом шаге клиент осознает, что по большому счету он сам сделал так, чтобы обидеться. Иногда сам, а иногда используя для этого других людей. И тогда происходит отключение всей цепочки травматических событий, где кто-то оскорблял или обижал кого-то.
Итак, вот все пять потоков:
1. другой причинял обиду мне
2. другой причинял обиду другому
3. я причинял обиду другому
4. другой причинял обиду себе
5. я причинял обиду сам себе
Кстати, это “достаточно долго” может быть и за одну сессию и за две-три. Такая глубокая работа позволяет достичь некой “точки невозврата”, после которой для нашего клиента тема обид и оскорблений станет неинтересной. Он просто перестает обижаться сам и обижать других. По крайней мере находясь в осознанном состоянии. Просто такие ситуации каким-то волшебным образом уходят из его жизни.
Ваш Александр Смирнов