Почему люди не слышат друг друга?

“Слушая человека, чей опыт вы моделируете, вы должны отделять то, что действительно видите и слышите, от того впечатления, которое у вас сформировалось от услышанного и увиденного”.
Кейтлин Уолкер

Так уж устроен наш мозг, что все что он наблюдает, он мгновенно оценивает. Главная функция мозга — это способствовать выживанию своего носителя. И для этого мозг должен быть прав. Мозг все время производит расчеты, стараясь предсказать то, что произойдет в следующий момент. Если мозг оказался прав — значит все в порядке, все работает как надо, шансы на выживание максимальные. А вот если он не угадал, значит что-то не так. Возможно информация, поступающая с сенсоров (зрение, слух, обоняние, осязание), была ложная или неполная. Или перестали правильно работать алгоритмы обработки этой информации. В любом случае что-то не так, и требуется как можно скорее это несоответствие обнаружить, оценить его важность, понять что не так, и при необходимости это исправить. 

Поэтому у каждого из нас в то время, когда мы что-то наблюдаем, параллельно идут два процесса. Первый — непосредственное наблюдение. Второй — оценивание. Между этими потоками очень тонкая грань, которую очень сложно осознать и уловить.

Еще легче перепутать то, что я наблюдал, с тем, что я по этому поводу для себя решил. Вы наверное сталкивались с ситуациями, когда, например, во время скандала с кем-то, вам говорят, что вы сказали что-то, что вы на самом деле не говорили. А ваш противник в споре абсолютно уверен, что он именно это слышал. Вы же на все сто уверены, что этого не говорили. Что произошло? Ваш собеседник слышит какую-то фразу, оценивает ее, и делает из нее какой-то вывод. И это его суждение об услышанном для его мозга гораздо важнее исходной, “сырой” фразы, которая теряется, мозг ее не запоминает. Вместо исходной фразы в мозгу остается суждение об услышанном. 

Например, я говорю: “Ты же об этом сам потом пожалеешь!” (я пытаюсь донести до собеседника, что то, что он собирается сделать, может ему навредить). Собеседник воспринимает это как угрозу: “Не угрожай мне!”

Ну и что с этим делать?

Научиться отличать наблюдаемое от оценок. Для этого есть простой вопрос “Когда ты говоришь <здесь точные слова собеседника>, что ТЫ на самом деле наблюдаешь?” 

Например, “когда ты говоришь, что твой начальник тебя презирает, что ты на самом деле наблюдаешь?”

“Он со мной не разговаривает.”

“Когда ты говоришь, что он с тобой не разговаривает, потому что презирает что ты на самом деле наблюдаешь?”

И так далее, пока оценка “он меня презирает” полностью не отделится от наблюдаемых фактов.

Вот так люди слушают друг друга, и не слышат, потому что в это время слушают свои суждения.

\* Кейтлин Уолкер “От конфликта к сотрудничеству. Коучинг сплочения команд с помощью «чистого языка» и системного моделирования./ Пер. с англ М.: Международная академия коучинга,” 2017

Ваш Александр Смирнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *