Мама оставила на полчасика маленького сына дома одного, а сама побежала в магазин. Возвращается домой, а навстречу ей выбегает радостный сын, весь в чем-то перемазанный, и кричит: “Мама, посмотри какую я красивую картину нарисовал тебе на праздник!”. И весь светится от счастья и гордости. У мамы — сердце в пятки, она заходит в комнату и тихо сползает по стенке. На новых обоях с помощью помады, туши всей прочей косметики, которую сын нашел в ее косметичке, нарисован цветочек и коряво написано “Мамачке”. Мама рыдает, безнадежно испорчены обои и дорогая косметика. Она в горе и тут на нее наваливаются сразу все проблемы мира — и на работе вот-вот уволят, и поругалась с родителями, и знакомство с мужчиной, обернувшееся разочарованием… И все это сразу. За что мне это?! Горе, печаль, тоска, безысходность…
Сын плачет рядом, у него замешательство, почему-то мама не разделяет его радость, и теперь у сына тоже горе и ему очень страшно, потому что с мамой случилось что-то очень плохое.
Вот так возникла эмоциональная спайка “радость, горе и страх”. Прошли годы и теперь когда у мужчины возникает радость, эта радость какая-то со вкусом горя и страха. И порадоваться по-настоящему у него как-то не получается. Настроение быстро портится и переходит в страх и печаль.
Как с этим справиться? Спайка очень часто проявляется ощущением в теле. Если в момент, когда человек ощущает эмоцию из спайки, направить его внимание на тело, он замечает, что эта эмоция где-то расположена. Она может быть внутри тела или снаружи, или и там и там. У нее может быть размер, форма, цвет, вес, структура и другие качества, как будто бы она является материальным объектом. В этот момент она существует в сознании человека в виде метафоры. Эту метафору можно вопросами Чистого Языка проявить. И часто еще в процессе описания спайка исчезает, как будто “уходит” или “растворяется”.
Если она упорствует и не уходит, часто помогает “разговор” с ней. Представляем, что это существо, которое может общаться, и начинаем с ней общаться. Привет! Ты кто? Ты для чего здесь? Если спайка отвечает, это может быть в виде голоса в голове, концепта, картинки. Когда мы узнаем цель или предназначение этой сущности, мы можем вообразить, что мы исполняем то что она хочет. Для спайки наше воображение — это единственная реальность. Например, она говорит, что хочет чтобы я сдох. Я воображаю картинку своей смерти или похорон, и потом спрашиваю ее: “Ну вот я сдох, что тебя удерживает теперь?” Очень помогает высвобождению спайки выразить ей восхищение и поблагодарить за ее “работу” и “отпустить” ее. Если в спайке есть чужая эмоция, ее нужно вернуть автору. И после этого она уже точно уходит.
Удивительно, что после ухода спайки, часто вместе с ней уходят и хронические боли, и какие-то старые неприятные ощущения в теле, и переживания. И хотя работа происходила с воображением, с метафорой, в некоем фантастическом, сказочном контексте, очень часто изменения с человеком происходят довольно заметные, меняется поведение, состояние здоровья, то есть то что можно пронаблюдать в реальной жизни.
Это ли не магия?
Ваш Александр Смирнов