Во многих древних языках – древнеегипетском, древнееврейском, финикийском – не было письменных гласных, существовали одни согласные. Гласные символизировали голос. Если придать слову голос на письме, слово получит слишком много силы, потому что обретет жизнь.
Недаром бытовала поговорка: «Если бы ты мог правильно написать слово «armoire» («шкаф», фр.), то он упал бы тебе на голову».
Подобным образом относились к этому и китайцы. В VIII веке император призвал к себе величайшего художника своего времени Ву Даоци и повелел ему нарисовать лучшего дракона. Художник так и сделал, только дракон получился безглазым. «Почему ты забыл про глаза?» – осведомился император. «Если я нарисую глаза, он взлетит», – был ответ. Император настаивал, художник уступил – и, как гласит легенда, дракон взмыл в воздух.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
Долго считали, что яйцеклетку оплодотворяет самый подвижный сперматозоид. Но, как теперь выяснилось, все происходит по-другому. Сотня сперматозоидов, одновременно достигающих зародышевой клетки, терпеливо медлит на ее поверхности, как в зале ожидания. Чего же они ждут?
Оказывается, яйцеклетка проводит среди претендентов отбор. Каков критерий? Недавно появился ответ на этот вопрос.
Яйцеклетка выбирает тот сперматозоид, чья генетическая формула в наибольшей степени отлична от ее. Можно подумать, что уже на этой стадии наши клетки знают, что природа обогащается за счет разнообразия, а не схожести. Останавливая свой выбор на самом «чуждом» претенденте, яйцеклетка поступает согласно первой биологической мудрости: избегать проблем кровного родства. Чем ближе друг к другу генетические формулы, тем выше риск генетических болезней.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
Человечество развивается циклично, длительность одного цикла – семь лет.
Каждый цикл завершается кризисом, позволяющим перейти на следующий, более высокий этап.
От 0 до 7 лет: сильная связь с матерью. Горизонтальное восприятие мира. Становление чувств. Запах матери, материнское молоко, материнский голос, материнское тепло, материнские поцелуи – таковы первые ориентиры. Этот период обычно завершается разрывом защитного кокона материнской любви и зябким ощущением при открытии для себя остального мира.
От 7 до 14 лет: сильная связь с отцом. Вертикальное мировосприятие. Становление личности. Новым привилегированным партнером становится отец, он – союзник в познании мира; расширяет защитный семейный кокон. Отец становится эталоном. Мать вызывала любовь, отцом же надо восхищаться.
От 14 лет до 21 года: бунт против общества. Познание окружающего мира. Строительство интеллекта. Кризис подросткового возраста. Желание менять мир, разрушать имеющиеся структуры. Юноша бунтует против семейного кокона, потом против общества вообще. Его тянет ко всему «мятежному»: к оглушительной музыке, к романтике, к независимости, к бегству, его пленяют связи с неформалами, влекут анархические ценности, он склонен постоянно ниспровергать все отжившее. Период завершается выходом из семейного кокона.
От 21 года до 28 лет: привыкание к обществу. Стабилизация после бунта. Мир не сокрушить, приходится в него вливаться – сначала с желанием превзойти предыдущее поколение. Поиск более интересного занятия, чем родительские. Попытка создать более счастливую пару, чем родительская. Поиск более интересного места жизни, чем родительское. Выбор партнера, создание семейного очага. Строительство собственного кокона. Обычно этот период завершается браком.
Вот человек и осуществил свою миссию – покончил со своим первым защитным коконом
После сооружения собственного кокона человек входит во второй этап семилетних циклов.
28–35 лет: укрепление очага. После брака – квартира, автомобиль, дети. В коконе накапливаются блага. Но если первые четыре этапа были дефектными, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты правильно, она станет изводить невестку. Если не все в порядке было в отношениях с отцом, он будет вмешиваться в жизнь пары и влиять на нее. Если бунт против общества не остался позади, то есть риск конфликтов на работе. 35 лет – возраст разрыва неполноценного кокона. Далее – развод, увольнение, депрессия, психосоматические заболевания. Приходится расстаться с первым коконом, и…
В 35–42 года все начинается сначала. Кризис позади, восстанавливается второй кокон, человек обогащается за счет ошибок первого. Нужно пересмотреть отношения с матерью и с женственностью, с отцом и с мужественностью. В это время разведенные мужчины заводят любовниц, разведенные женщины – любовников. Попытки разобраться, чего они на самом деле ждут не от брака, а от противоположного пола.
Необходимо пересмотреть и отношения с обществом. Подбирается уже не надежное занятие, а такое, которое интересует или оставляет свободное время. После гибели первого кокона у человека всегда есть соблазн поскорее отстроить второй. Новый брак, новое занятие, новые подходы. Если как следует изжить элементы-паразиты, то должна появиться способность построить не просто похожий, а улучшенный кокон. Если ошибки прошлого не поняты, то будет воспроизведена в точности такая же форма, сулящая те же неудачи. Это – хождение по кругу. Тогда цикличность превращается в повторение одних и тех же промахов.
42–49 лет: завоевание общества. Построив второй, более здоровый кокон, человек может обрести довольство в семье, супружестве, на работе, в личностном развитии. Эта победа влечет за собой два новых варианта поведения: либо усиливается жажда к признакам материального успеха – деньгам, комфорту, количеству детей, любовников или любовниц, власти; беспрестанно увеличивается и обогащается новый кокон, либо происходит вторжение на новую территорию – духовную. Тогда и начинается подлинное строительство личности. Рассуждая логически, этот период должен завершиться кризисом личности, экзистенциальным вопросом: зачем я появился на свет, для чего живу, что сделать, чтобы в моей жизни возник смысл, выходящий за пределы материального комфорта?
49–56 лет: духовный переворот. Если человеку удался его кокон и он реализовался в семье и в работе, то он, естественно, склонен искать форму мудрости. Тогда и начинается главное приключение – духовное перерождение.
Духовный поиск, если он честен, без обобщенного упрощения и увлечения готовыми идеями, никогда не завершится, будет длиться до конца жизни.
Примечание 1. Далее эволюция происходит по спирали. Каждые семь лет преодолевается новая ступень в решении все тех же проблем: отношения с матерью, отношения с отцом, отношение к бунту против общества, отношение к строительству семьи.
Примечание 2. Некоторые порой намеренно разрушают свои отношения в семье или на работе, чтобы пришлось возобновить циклы. Так они отодвигают или исключают тот момент, когда придется перейти на стадию духовности, так как боятся смотреть в лицо реальности.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
В пьесе французского автора XIX века Эжена Лабиша «Путешествие господина Перишона» описывается априори непостижимое и в то же время совершенно обыденное человеческое поведение – неблагодарность.
Г-н Перишон предается на горе Монблан радостям альпинизма в обществе слуги, а его дочь в это время отдыхает у него в шале. Возвращается он с двумя встреченными в горах молодыми людьми. Один из них, по его словам, – замечательный юноша, которому он, Перишон, спас жизнь, не дав упасть в пропасть. Молодой человек охотно подтверждает, что если бы не г-н Перишон, его уже не было бы в живых.
Слуга побуждает господина представить второго гостя. Тот, как выясняется, спас самого г-на Перишона, тоже чуть не упавшего в трещину. Г-н Перишон пожимает плечами: опасность была далеко не так велика, как воображает его дерзкий и высокомерный спаситель. В его версии событий важность второго молодого человека приуменьшена. Ясно, что отцу хочется, чтобы дочь заинтересовалась первым молодым человеком, очень ему симпатичным, а не вторым, чье вмешательство кажется ему все более бесполезным. В конце концов он начинает сомневаться, имело ли оно вообще место.
В этой пьесе Эжен Лабиш иллюстрирует странное поведение: человек не только почти напрочь лишается способности испытывать признательность и благодарность, но и, что еще хуже, начинает ненавидеть тех, кто пришел ему на помощь. Возможно, это происходит с ним от опасения оказаться должником… Зато тех, кому мы сами помогли, мы любим, гордясь своим хорошим поступком и не сомневаясь в неизбывной благодарности того, кого мы облагодетельствовали.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
Любить бывает так же опасно, как ненавидеть. Посетители национальных парков Европы и Северной Америки часто видят оленят. Они выглядят очень одинокими, даже если мама недалеко. Человек умиляется, он счастлив приблизиться к безобидному, смахивающему на плюшевую игрушку существу, его тянет погладить и приласкать. В этом нет агрессии, наоборот, животное самим своим видом вызывает прилив душевного тепла.
Увы, в этом таится смертельная угроза. В первые недели жизни мать узнает олененка только по запаху. Человеческое прикосновение, пускай самое нежное, пропитывает его чуждыми ароматами. При всей слабости они разрушают обонятельное удостоверение личности малыша, и от него немедленно отворачивается вся семья. Его уже не примет ни одна олениха, что равносильно приговору к голодной смерти. Неуместная, убийственная нежность получила название «синдром Бемби, или «синдром Уолта Диснея».
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
В 12 месяцев малыш переживает новую фазу: этап зеркала. На этапе «младенческой скорби» он научился преодолевать ужас брошенности; на этапе зеркала он начинает понимать свою уникальность.
С 1 года ребенок начинает стоять, его руки обретают ловкость, он уже умеет преодолевать желания, которые раньше были сильнее его. Теперь он увидит зеркало, и оно научит его, что он существует. Ребенок узнает себя, строит представление о своем облике, который ему нравится или нет, и эффект виден сразу. Либо он целует и обнимает изображение, весело смеясь, либо корчит ему гримасы. Обычно он воспринимает себя как идеальное существо, влюбляется, полон обожания. Восхищенный своим обликом, он проецирует его в будущее и отождествляет себя с каким-нибудь героем. Воображение, поддерживаемое зеркалом, помогает переносить жизнь, этот постоянный источник огорчений. Теперь он снесет даже ту неприятность, что он не является властелином мира. Даже если ребенку не попадается зеркала или лужи, в которой он видит свое отражение, он все равно проходит эту фазу. Он найдет способ идентифицировать себя и отличить от остального мира, понимая, что должен его завоевать.
Кошкам этап зеркала неведом. Глядя на себя в зеркало, они норовят залезть за него и поймать находящуюся там другую кошку. Это поведение не меняется даже с возрастом.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
Левое полушарие нашего мозга предназначено для логики, оно оперирует цифрами. Правое полушарие интуитивно, для него важна форма. Полушария воспринимали бы одну и ту же информацию совершенно по-разному, в результате делались бы противоречащие один другому выводы. Похоже, по ночам правое полушарие, бессознательный советчик, нашептывает подсказки левому, сознательному деятелю; это похоже на супружескую пару, где женщина, сильная интуицией, исподволь навязывает свое мнение мужу-материалисту.
Русский ученый Владимир Вернадский (это он придумал слово «биосфера») и французский философ Тейяр де Шарден считали, что правое, интуитивное полушарие обладает также способностью подключаться к так называемой ноосфере. Ноосферу можно изобразить как большое обволакивающее планету, как атмосфера, облако. Это нематериальное сферическое облако состоит из человеческого бессознательного, излучаемого правым полушарием. Этот огромный комплекс представляет собой в некотором роде глобальный человеческий разум.
Нам кажется, что мы что-то изобретаем, а на самом деле наше правое полушарие извлекает нечто из ноосферы. Когда левое полушарие внимательно слушает правое, информация проходит как положено и приводит к появлению идеи, способной конкретизироваться в действиях. Согласно этой гипотезе, живописец, музыкант, изобретатель или романист – всего лишь приемное устройство, залезающее посредством правого полушария в коллективное бессознательное, а потом запускающее свободную коммуникацию двух полушарий, передающих во всеобщее пользование понятия, существующие в ноосфере.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
Население делится на три группы: одни люди используют для подкрепления своего тезиса визуальные доводы, другие – звуковые, третьи – язык тела.
«Визуалы», естественно, говорят: «видите ли», потому что изъясняются только образами. Они показывают, наблюдают, описывают в красках, уточняя: «это четко, это мутно, это прозрачно». Им присущи выражения вроде: «жизнь в розовом свете», «это видно невооруженным глазом», «синий ужас».
«Слухачи» говорят: «слышишь?» У них в ходу звучные слова, воспроизводящие музыку или шум: «медведь на ухо наступил», «колокольный звон», «мелодичность», «дисгармония», «слышный», «звучный».
Приверженцы «языка тела» спрашивают: «ты чувствуешь?» В их речи преобладают чувства: «ты улавливаешь?», «сечешь?», «спина трескается», «ледяной», «источающий тепло», «возбужденный», «спокойный, как слон».
Принадлежность к одной из этих трех групп определяется по тому, как у человека движутся глаза. Если он смотрит вверх, когда его просят что-то вспомнить, – он «визуал». Если смотрит вбок – «слухач». Если опускает глаза, прислушиваясь к себе, – приверженец «языка тела».
Зная это, можно воздействовать на собеседника, играя на двух языковых регистрах. Можно пойти дальше, создавая точки абордажа. Кладем руку ему на плечо для стимулирования в момент важного сообщения вроде: «я на тебя рассчитываю, от тебя зависит успех работы». Когда потом его будут так трогать за плечо, он будет вспоминать посыл того сообщения. Это форма сенсорной памяти.
Только надо постараться не запустить ее в противоположную сторону. Психотерапевт, хлопающий пациента по плечу при словах: «Ну, что, бедняжка, все плохо?», может быть отличным профессионалом, но бедняжке при этом жесте мигом вспомнятся все его тревоги.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
Восхищает уже структура скорлупы. Она состоит из треугольных кристаллов минеральных солей, заостренные кончики которых направлены к центру яйца. Поэтому при давлении на кристаллы снаружи они входят друг в друга и сжимаются, делая стенку еще прочнее. То же самое происходит с малыми арками романских соборов: чем сильнее давление, тем прочнее структура. И наоборот, при давлении изнутри треугольники расцепляются, и все вместе легко лопается.
Таким образом, яйцо достаточно прочно снаружи, чтобы выдерживать вес несушки, но хрупко изнутри, чтобы птенец смог разбить скорлупу и вылупиться. Этим особенности не исчерпываются. Для полноценного развития птичьего эмбриона он должен всегда находиться над желтком. А если яйцо перевернется? Ничего страшного: желток окружен двумя шнурками, играющими роль пружин, прикрепленных к мембране и выполняющих функции подвески. Их эластичность компенсирует движения яйца и восстанавливает положение эмбриона на манер поплавка.
Снесенное яйцо резко охлаждается, что ведет к разделению этих двух внутренних мембран и к появлению пузыря воздуха. Этим воздухом птенец дышит несколько секунд, пока собирается с силами, чтобы разбить скорлупу и даже запищать, зовя в случае трудностей мать.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”
Домохозяйка из Чикаго Мэриан Кич поместила однажды в местной газете сообщение, что получила послание от инопланетян. Те утверждали, что живут на планете Кларион, и предупреждали, что 21 декабря 1954 г. мир будет сметен чудовищным потопом. В результате вокруг Мэриан Кич собралась группа сторонников, образовалась секта.
Члены культа были настолько уверены в важности послания от инопланетян, что уходили от мужей и жен, раздавали деньги и имущество и готовили чемоданы, чтобы погрузиться на летающие тарелки. Мэриан Кич предупреждала, что спасутся от потопа только те, кто встретит этот день рядом с ней, в готовности к космическому полету.
Однако в судьбоносный день 21 декабря 1954 г. ничего не произошло. После этого секта должна была бы распасться, ее члены разбежаться, но этого не случилось. Назавтра Мэриан Кич объяснила, что получила новое послание того же рода от инопланетян с планеты Кларион: потоп был отменен по той причине, что собравшаяся вокруг нее кучка людей так лучилась любовью, что планету в конечном счете решено было сохранить.
Поле этого секту покинули всего двое, остальные приняли объяснение Мэриан Кич и стали почитать ее с удвоенной силой в уверенности, что это они спасли мир. То, что должно было стать крахом Мэриан Кич, стало, наоборот, ее победой. Прозелитизм оставшихся членов секты усилился, секта продолжила рост.
Профессор психологии Леон Фестингер подробно рассмотрел эту авантюру в своей книге «Когда пророчество не срабатывает» и предложил концепцию «когнитивного диссонанса». По его мнению, «если многие уверены в правильности своей системы верования, то того факта, что реальность противоречит этой вере, еще мало, чтобы поставить ее под сомнение». Короче говоря, когда имеется разрыв между нашим убеждением и объективными фактами, мы обманываем себя, чтобы спрятаться от этого противоречия.
Бернар Вербер
“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”