Иерархия у крыс

Ученый из лаборатории поведенческой биологии университета Нанси Дидье Дезор посадил в клетку шесть крыс с целью изучить их способность к плаванию. Единственная дверца клетки вела в бассейн, который надо было переплыть, чтобы добраться до кормушки. Быстро выяснилось, что крысы не бросаются на поиск еды все вместе. Похоже, они распределяют между собой роли. Две крысы оказались эксплуатируемыми пловцами, две – не плавающими эксплуататорами, одна – автономным пловцом и одна – не умеющим плавать «козлом отпущения». Эксплуатируемые ныряли в поисках пищи, а когда возвращались, эксплуататоры подвергали их побоям, заставляя отдать принесенное. Они подъедали остававшееся после насыщения своего начальства. Начальство никогда не бросалось в воду, ограничиваясь побоями пловцов.

Автономному пловцу хватало сил, чтобы вернуться с пищей и не отдать ее эксплуататорам. Что до козла отпущения, то ему было не под силу ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, оставалось подбирать кусочки, падавшие в драках.

То же самое распределение – два эксплуататора, двое эксплуатируемых, один автономный агент, один козел отпущения – выявлялось во всех двадцати клетках, где воспроизводился эксперимент.

Чтобы лучше понять этот иерархический механизм, Дидье Дезор поместил вместе шесть эксплуататоров. Всю ночь они дрались. К утру у них выявилось все то же распределение ролей: два начальника, двое подчиненных, один независимый, один страдалец. То же самое распределение ролей происходило при поселении вместе шестерых эксплуатируемых, шестерых автономных агентов, шести козлов отпущения.

При любых индивидуальных склонностях распределение ролей в конце концов оказывалось одним и тем же. Эксперимент воспроизвели, посадив в одну клетку сразу двести крыс. Драки не прекращались всю ночь. Наутро нашли три трупа с содранной шкурой. Мораль: чем больше население, тем более жестоко обращаются с козлами отпущения.

В большой клетке эксплуататоры обзавелись помощниками, чтобы не было необходимости напрямую терроризировать эксплуатируемых.

Ученые Нанси продолжили эксперимент и стали изучать мозг подопытных крыс. Уровень стресса оказался наивысшим не у страдальцев и даже не у подчиненных, а у начальства! Вот что значит постоянный страх утраты привилегированного статуса и принуждения к каждодневному труду.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Сюхари

Scrum, как айкидо – это то, чему можно научиться лишь в процессе. Занимаясь айкидо, мы постигаем понятие сюхари (Shu Ha Ri) – это одновременно и концепция боевых искусств, и показатель уровня мастерства.

Состояние Сю («соблюдать») – 1 ступень, когда вы тренируетесь многие годы, повторяя за учителем все приемы и движения; вы исполняете их словно танцевальные фигуры, и ваше тело их впитывает.

Состояние Ха («прорываться») – 2 ступень, когда вы, овладев всеми приемами и правилами, можете освободиться от них и начать импровизировать.

Состояние Ри («отделяться») – 3 ступень, когда вы настолько овладели мастерством, что освобождаетесь от приемов и движений; теперь вы выше всех правил и способны беспрепятственно созидать.

Осваивайте приемы, движения и правила. Овладев ими, придумывайте свои приемы и движения. Добившись высокого мастерства, откажитесь от правил и просто будьте. Когда все выученное усвоено, решения принимаются автоматически.

Джефф Сазерленд

Ваш Александр Смирнов

Три реакции 

В своем труде «Похвала бегству» биолог Анри Лабори пишет, что, столкнувшись с испытанием, человек имеет на выбор три варианта: 1) сражение, 2) бездействие, 3) бегство.

Сражаться – самый естественный и здравый вариант. Организм избегает психосоматических повреждений. За полученным ударом следует ответный. Но есть и неудобства. Закручивается спираль повторяющейся агрессии. Всегда найдется кто-то более сильный, кто отправит бойца в нокаут.

Ничего не делать значит проглотить свою гордость и притвориться, что агрессия осталась незамеченной. Это наиболее принятая и распространенная реакция в современных обществах. Это называется «подавление действия». Очень хочется дать противнику по физиономии, но мешает осознание риска и возможность опозориться, получить сдачи и угодить в спираль агрессии; вот и приходится стискивать зубы и сдерживаться. Не доставшийся противнику удар достается тебе самому. В таких ситуациях открывается простор для психосоматических болезней: язвы, псориаза, невралгий, ревматизма…

Третий путь – бегство. Оно бывает разным.

Химическое бегство: спиртное, наркотики, табак, антидепрессанты, транквилизаторы, снотворные. Так можно уклониться от нападения или по крайней мере его ослабить. Забвение. Бред. Сон. И все проходит. Но такое бегство разлучает человека с реальностью, он постепенно перестает выносить нормальный мир.

Географическое бегство: непрерывное перемещение. Смена работы, друзей, возлюбленных, места обитания. Но это – путешествие в обществе своих проблем. Проблемы остаются, но их обличье меняется, что тоже освежает.

Наконец, творческий побег: трансформация своего гнева, своей боли в произведения искусства, фильмы, музыку, романы, скульптуры, картины… Все, что ты не смеешь сказать сам, ты вкладываешь в уста выдуманного героя. Это может привести в итоге к катарсису. Герои вершат месть, и их творцы разделяют их торжество.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Лист бумаги А4

Почему стандартный лист бумаги имеет размер 21 х 29,7 см? 

Эти параметры – «канон» (пропорциональное соотношение чисел), открытый Леонардо де Винчи. 

У него есть удивительное свойство: если сложить лист 21 х 29,7 вдвое, длина станет шириной, и пропорция двух размеров сохранится. Можно сколько угодно продолжать складывать этот лист вдвое, и это соотношение не изменится. 

Это единственная такого рода пропорция.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Индейская ловушка 

Канадские индейцы используют самую примитивную ловушку для медведей – обмазанный медом камень, висящий на веревке на ветке дерева. Заметив лакомство, медведь толкает камень лапой, создает эффект маятника и получает камнем по голове. Разъярившись, он толкает камень все сильнее и получает все более сильные удары. Дело кончается нокаутом.

Медведь не способен подумать: «Может, остановить этот цикл насилия?» У него одно чувство – фрустрация. «Я получаю удары и даю сдачи», – говорит он себе. Отсюда приступ гнева. А ведь если бы он перестал толкать камень, снаряд остановился бы, и тогда медведь смог бы заметить, что это всего-навсего инертный предмет на веревке. Достаточно было бы порвать веревку, чтобы камень упал, и медведь смог бы слизать с него мед.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Мозг изнашивается, если им не пользуются

Американский нейрофизиолог профессор Розенцвейг из университета Беркли решил изучить влияние среды на наши умственные способности. Для этого он взял хомяков от одних родителей, отнятых у матери в один день и вскормленных одинаковым способом, и поместил их в три клетки.

Первая клетка была просторной, полной разнообразных предметов, с которыми можно было играть, различных снарядов для занятий спортом: колесиков, решеток, лесенок, качелей. В этой клетке хомяков было больше, они дрались за доступ к оборудованию, играли.

Вторая клетка была среднего размера, пустая, но питаться там можно было вволю. В ней было меньше хомяков, и, не имея игрушек, они могли спокойно отдыхать.

Третья клетка была тесной, и в ней сидел один-единственный хомяк. Его нормально кормили, и он мог подглядывать через решетку за жизнью хомяков в других клетках – как по телевизору.

Через месяц хомяков забрали из клеток и стали изучать влияние среды на ум. Хомяки из первой клетки, полной игрушек, оказались гораздо шустрее остальных в лабиринтах и ловчее в узнавании образов. Им вскрыли черепа. Мозговая кора хомяков из первой клетки была на 6 % тяжелее, чем у жителей второй клетки, не говоря об одиночке из третьей. В микроскоп было видно, что количество нервных клеток не увеличилось, зато каждый нейрон удлинился примерно на 13 %. Усложнилась нервная сеть. Кроме того, у этих хомяков было лучше со сном.

Возможно, популярное кино не случайно показывает героев во все более сложных ситуациях, во все более грандиозных, богатых декорациях. Мечта человека – оказаться во вселенной, полной испытаний, которые надо преодолевать. Активный герой усложняет свой мозг. Герои, только и делающие, что беседующие за столом, этого лишены. Главный вывод из этого эксперимента: мозг изнашивается, если им не пользуются.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Секрет успешности

В 1970 г. психолог Абрахам Маслоу решает изучать мужчин и женщин, использовавших свой потенциал с наибольшей пользой. Начинает он с изучения нескольких крупных исторических фигур: Спинозы, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна, Джейн Аддамс, Альберта Эйнштейна и Элеоноры Рузвельт. 

Так он выводит несколько общих характеристик людей, добившихся очень многого.

Все они способны выдерживать неопределенность.

Непосредственны в мыслях и в инициативе.

Больше сосредоточены на задаче, чем на личной выгоде.

Обладают хорошим чувством юмора.

Сопротивляются промывке мозгов, не будучи принципиальными оригиналами.

Озабочены благополучием человечества.

Способны на глубокое понимание жизненных уроков.

Устанавливают полноценные отношения с ограниченным числом людей, а не поверхностные с множеством.

Сохраняют объективность.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Смерть старика и смерть младенца

В Африке умершего старика оплакивают куда горше, чем умершего новорожденного. Ведь старик – кладезь опыта, полезного для всего племени, тогда как новорожденный еще не успел пожить и даже не осознает, что умирает. 

В Европе горе по новорожденному вызвано мыслью, что, оставшись в живых, он мог бы наделать фантастических дел. Смерть же старика привлекает сравнительно немного внимания. Считается, что он так или иначе успел многое взять от жизни.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Притча про мудрого короля

Министр говорит своему королю:

– Урожай погублен грибком ржаной спорыньи (впоследствии она станет источником ЛСД). От такой еды сходят с ума.

– Значит, надо предостеречь людей, чтобы они не ели этот хлеб, – отвечает король.

– Больше есть нечего, – возражает министр, – без этой отравленной пищи люди начнут умирать с голоду и взбунтуются.

– Тогда пускай едят, а мы станем пользоваться запасами доброкачественного зерна, – говорит король.

– Если все сойдут с ума, и только мы сохраним здравый рассудок, то за безумцев примут нас, – отвечает министр.

Король, подумав, решает:

– Что ж, нам не остается выбора. Мы тоже будем есть хлеб из отравленного зерна, как остальное население. Просто поставим себе на лоб отметины, чтобы помнить, что мы сошли с ума.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов

Без общения нет жизни

В XIII веке императору Фридриху II захотелось узнать, каким был «подлинный» человеческий язык. Он усадил в ясли шестерых младенцев и приказал кормилицам кормить, укачивать, мыть их… но только молча. Таким способом Фридрих надеялся узнать, какой язык малыши выберут сами, без влияния извне. Он полагал, что это будет греческий или латынь – единственные языки, которые он считал изначально чистыми. Но результат эксперимента был совсем иным. Дети не только вообще не заговорили на каком-либо языке, а даже хуже: все шестеро впали в уныние и умерли.

Чтобы выжить, младенцам требуется общение. Молока и сна мало. Коммуникация – элемент, совершенно необходимый для жизни.

Бернар Вербер

“Энциклопедия абсолютного и относительного знания”

Ваш Александр Смирнов