Смотрю в книгу, а вижу …

Вот говорят “смотреть и видеть — это не одно и то же!”. 

Мы знаем, что у нас (а точнее у нашего тела) есть “датчики”, через которые мы получаем сигналы. Это глаза (видеосигнал), уши (звуки), кожа (осязание). Есть еще запахи, вкус, чувство равновесия, пространственное положение…

Казалось бы с таким арсеналом приборов мы вооружены до зубов и все видим и все слышим. Ан нет! Из всего диапазона световых волн наш глаз различает довольно узкую полосу, ограниченную красным с одной стороны и фиолетовым с другой. За этими пределами, в инфракрасном диапазоне (а это ночное видение) и в ультрафиолетовом, мы слепы, как крот на солнце. 

Такая же фигня и со звуком. Мы слышим более-менее в диапазоне от 60 Гц до 10 000 Гц. У хороших наушников диапазон от 20 до 20000 Гц, и это с большим запасом. Инфразвук (ниже 20 Гц) и ультразвук (выше 20000 Гц) мы не слышим. Выходит мы не только подслеповаты, но и глуховаты…

Но это не самое страшное. Как мы видим то, на что мы смотрим? 

Допустим я смотрю на стоящую вдалеке лошадь. Денек пасмурный, расстояние большое, зрение у меня так себе, в очках с детства… В мозг поступает информация, что обнаружено темное пятно на значительном удалении. Поскольку оно движется, то скорее всего это живой объект.  Мозг провел “опознавание” и обнаружил, что это похоже на корову. Однажды в похожей ситуации, когда я подошел поближе, это оказалась корова. Мозг формирует картинку, на которой я вижу корову. 

Мозг вообще всегда формирует картинку из готовых, заранее заготовленных фрагментов. Мы на самом деле видим не то, что у нас снаружи в реальном мире, а ту виртуальную картинку, которую нам собрал мозг, опираясь на полученные от наших датчиков сигналы, на основании которых он подобрал из своего архива готовые фрагменты, из которых он и собрал картинку. Если ему дать другой набор элементов (например другой контекст, я не на поле, а в космическом корабле), он спокойненько соберет совершенно другую картинку. При этом сигналы от датчиков могут быть совершенно одинаковыми. А виртуальная реальность, которую нам нарисовал мозг, будет совершенно другой. Прикольно?

Теперь понятно о чем писал Кастанеда, когда про точку сборки говорил. Возможно в нашем мозгу хранятся (или могут подгружаться с внешних носителей) множество “точек сборки”. Помните, как дети видят чудовищ под кроватью и много еще чего, чего не видят взрослые.

Наша нормальная “точка сборки”, как набор фрагментов для формирования картинки, образуется у нас с самого рождения, посредством опыта, получаемого при взаимодействии с окружением. Когда подключается вербальная поддержка окружающих, процесс идет намного быстрее. Постепенно у каждого из нас формируется свой набор фильтров, шаблонов, тех элементов, из которых и формируется теперь наше виртуальное пространство, в котором мы живем и действуем.

Удивительно то, насколько люди хорошо синхронизируют свои виртуальные реальности друг с другом. Как красный цвет для меня примерно такой же красный для другого. И как мы умудряемся выживать в реальном мире, ориентируясь в нем по сильно упрощенной схеме, карте. Как в компьютерной симуляции в очках дополненной реальности. 

“Точка сборки”, кстати очень чувствительна к нашему эмоциональному состоянию. Когда я чем-то расстроен, картинка, которую формирует мозг в этом состоянии, будет другой, чем та картинка, которая формируется в состоянии когда я весел и беззаботен, к примеру. Два человека, стоящих рядом, один из которых в горе, а другой в энтузиазме. Если бы снять на видео то, что видит каждый из них, и потом показать, это будут два совершенно разных мира. То что мы видим, замечаем в окружающем мире, очень зависит от того, на чем наше внимание. Человек, который очень хочет в туалет и стремительно двигается по улице в его поисках, будет видеть одну картинку. Другой, человек, который к примеру голоден, будет замечать вокруг места с едой.

Кроме того, у разных людей сильно отличается степень адекватности реальности созданной у них виртуальной картине мира. Одни мыслят догмами, не любят менять своих убеждений, редко наблюдают и еще реже видят то, что происходит снаружи. Они пытаются “натянуть” внешний мир на своё представление о том, какой он должен быть. Когда несоответствие становится слишком болезненным, возникают расстройства. 

В процессинге мы обнаруживаем и устраняем устаревшие правила и представления, внимание человека освобождается и от все больше и больше начинает видеть и замечать вокруг. А когда больше замечаешь что происходит вокруг, жизнь становится безопаснее и предоставляет больше возможностей.

Приглашаю вас на систематическую работу.

Ваш Александр Смирнов